Коллеги из Loyalty Info попросили высказаться от души на предмет того, что я думаю о перспективах будущего года. Я написал. Сами просили. Такое настроение было.

Предновогоднее обращение. Безрадостный прогноз:

Надо сказать, что во-первых, в прошлые два кризисных года я переоценил глубину текущего кризиса. Он оказался недостаточно глубоким и сыграл с рынком злую шутку. Компаниям удалось выжить без серьезных изменений процессов, просто «пересидеть». В середине 2009 года многие бизнесы уже были готовы радикально меняться, но к лету (2009го) пронесло и планы реструктуризации были отложены.

С другой стороны, этот же феномен приводит к тому, что не произошло радикального послекризисного обновления, что похоже, приведет к длительному муторному безрадостному периоду бесконечного повышения издержек и отсутствия роста потребительского спроса. Мы долго еще не будем динамично богатеть. Врачи в таком случае говорят, что «болезнь ушла в хронь», что не говорит о выздоровлении, а чревато бесконечными труднопредсказуемыми осложнениями.

В глазах чиновника бизнес по определению является преступным деянием и дойной коровой, изменений менталитета госчиновников не просматривается. Вернее, просматривается (ситуация уже исключительно напряженная), но изменения в режиме слома структур власти могут привести к таким последствиям, что сегодняшний день может показаться «повидлом».

Поэтому владельцам бизнесов целесообразно как можно меньше связываться с материальными активами (дорогим оборудованием, помещениями), т.к. это первое, с помощью чего можно перекрыть кислород предприятию. При прочих равных имеет смысл инвестироваться в технологии сервиса, бизнеса, имидж и репутацию. CRM и программы лояльности — это в большей степени технологии и сервисные компетенции.

Второе — я бы не рассчитывал на скорое рассасывание ситуации. По крайней мере сегодня радостного сценария не просматривается, так что бизнес-планы стоит строить в расчете на долгую депрессию. Правда перед Новым Годом хочется верить, что все может быстро измениться, хотя опыт и логика утверждают обратное.

Радует, что если хуже рыночная ситуация быть уже не может, то дальше светит только рост, развитие и всеобщее смягчение нравов. Но многочисленные оптимисты-друзья хором утверждают: «Может, может, может»…

Самохин Михаил Юрьевич

руководитель аналитической группы AD Wiser

декабрь 2010

Метки: , , , , ,

Оставить комментарий