Год назад писал по проблеме интеллектуальной собственности и свое отношение к защите этой собственности (http://procrm.su/blog/tak-li-nuzhna-zashhita-intellektualnoj-sobstvennosti.html). Тема не сдулась, более того, воспалилась еще больше. Придется продолжать.

Вы покупаете холодильник хорошей фирмы и никаких проблем по его использованию, пока Вам не приходит блажь перевезти его на дачу. Вдруг оказывается, что на даче есть другой магазин, который имеет исключительные права на ввоз этих холодильников в дачный поселок. Вас объявляют нарушителем прав интеллектуальной собственности и конфискуют холодильник. Или, купив холодильник и использовав его для хранения постельного белья, нарываетесь на иск от производителя — он не для такого использования его Вам продал! Бред — Вы купили холодильник и распоряжаетесь им по своему усмотрению.

…«Ввезти автомобиль в Россию пыталось в конце прошлого года ООО «Генезис», не являющееся официальным дилером Porsche. ООО «Порше Руссланд», владеющее лицензией на использование в России товарных знаков Porsche и Cayenne, обратилось в Центральную акцизную таможню с заявлением о нарушении права на товарный знак. Таможня обратилась в арбитражный суд Москвы, и тот 28 марта конфисковал автомобиль на основании ст. 14.10 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).»… http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1055687&NodesID=4

…»Официальные дилеры ряда крупных автоконцернов, среди которых Porsche, BMW, Nissan и Toyota, обратились в Федеральную таможенную службу (ФТС) с требованием запретить юридическим лицам ввоз любой продукции под их маркой без разрешения. Они истолковали параллельный импорт, как нарушение авторских прав на фирменный знак.»… (http://www.dp.ru/a/2008/11/12/Tamozhne_rekomendujut_vernu).

Официальный дилер Porsghe, подает иск против компании, ввозящей в Россию автомобиль и требуя его конфисковать, как «контрафактную продукцию» на том основании, что на территории России торговать (распоряжаться торговым знаком) может только она. Любая компания (независимый, параллельный, серый) импортер будет нарушать право интеллектуальной собственности транснационального обладателя.

Таким образом принципиально убирается всякая возможность конкурирующих поставок автомобилей Порше другими игроками, несмотря на то, что дистрибьюторы-конкуренты честно приобретают автомобили Порше за границей. Изящный способ избавиться от конкурентов, обеспечиваемый российским законодательством в интересах крупных международных производителей.

Аналогичная ситуация с борьбой импортеров автомобилей с поставкой запчастей по независимым каналам, «борьба с контрафактом». Суды, и в первую очередь Высший арбитражный, постепенно встает на сторону потребителей, защищая права независимых импортеров на параллельный ввоз автомобилей и запчастей, но сам пожар ограничений права пользования интеллектуальной собственностью только разгорается.

У Эдгара По есть детективный рассказ о ювелире, который был так влюблен в свои произведения, что убивал тех, кому сам продал изделия, чтобы вернуть их себе. В одной из частей многологии про Гарри Поттера есть интересный разговор о гоблинской этике, которая сильно отличается от человеческой — гоблины своим считают все, что ими сделано, а в случае продажи считают, что дали вещь в пользование.

Ситуация с защитой интеллектуальной собственности похоже на победу гоблинского представления о собственности. В России и так не очень хорошо обстоят дела с самим понятием частной собственности и совсем неважно — с ее защитой. Поэтому пока легко экспериментировать и вводить ограничения частной собственности.

В мировой юридической практике есть понятие «исчерпания права собственности», т.е., договорился, продал, получил деньги — твое право собственности закончилось.

С появлением загадочной субстанции «интеллектуальной собственности» появились разночтения — продал, получил деньги, и все равно остаешься собственником (появился территориальный предел исчерпания прав собственности). Здесь путаница авторского права и коммерческого права извлекать прибыль (копирайта). Авторское право неотчуждаемо — художник остается автором независимо от получения гонорара.

Собственность — устоявшаяся практика отношений между людьми (нет людей, нет собственности), так называемый «общественный институт».

Охрана права собственности — привилегия, выдаваемая государственным аппаратом от лица государства в ответ на давление тех, чье мнение для государственного аппарата более значимо.

Поэтому защищенными оказываются интересы не потребителей (их мнение незначимо, а возможности надавить минимально), а крупных бизнесов. Сборы с пользователей интеллектуальной собственностью странным образом достаются не художникам, певцам и дизайнерам, а крупной транснациональной корпорации (производителю автомобилей), крупному издательству, крупной торговой сети (тиражирующей музыкальный контент и торгующий копиями), крупной софтверной компании, крупной «общественной» организации,  выдавившей у государства привилегию собирать процент в  счет интеллектуальной собственности авторов.

Артист, художник, писатель совершенно иначе монетизирует потребительную стоимость своего творчества — им платят гонорары, их нанимают, им заказывают. В роялти нуждаются те, кто от имени авторов тиражирует и торгует копиями.

Где разница между услугой уборщицы и артиста? Почему уборщица не может претендовать на пожизненную выплату роялти, хотя то, как она моет пол, можно заснять на видео, тиражировать и успешно продавать?

Если я люблю послушать записи Леннона, то почему его интересы  представляет некий Михалков, собирая с меня мзду? Какое он имеет отношение к Леннону? То, что делает лично он, как производитель контента, мне уже давно отвратительно и я голосую рублем против его фильмов. Мне бы было этого вполне достаточно, но он выкручивает мне руки (залезает в карман), заставляя оплачивать свое «творчество».

Интеллектуальная собственность — искусственная монополия, которую государство под давлением заинтересованных бизнесов выдает этим бизнесам. Microsoft (и его Windows), Pfaizer (с его Виагрой), Porshe (с его Каином), Михалков (с его эпическими лентами) оказывают давление на государтво, общество и рынок с целью извлечения дополнительных доходов в обход конкуренции на рынке.

Как любая монополия, активное использование инструментов охраны интеллектуальной собственности приводит к ограничению конкуренции, снижению качества продукта и повышение цен на него. И это очень выгодно бизнесам, построенным на торговле «интеллектуальным продуктом», но очень невыгодно нам…

Фактура в тему, ролик «Достучаться до небес» (ограничение параллельного импорта с помощью законодательства о защите права интеллектуальной собственности)

Метки: , , ,

Оставить комментарий