Нечаянно для себя вступил в обсуждение в блоге Pyrzik (http://pyrzik.livejournal.com/337668.htmlhttp://pyrzik.livejournal.com/338986.htmlhttp://pyrzik.livejournal.com/341067.html?view=1367627#t1367627. Написал несколько комментов, но последний оказался настолько объемным, что решил его сюда вынести. Конечно, это вахта не моя, а Olesya-smesnyh, она в этой теме профессиональный thinker.

В последние несколько месяцев давно буксующая реформа образования в широкие массы выплескивалась негодованием по поводу введения ЕГЭ, подушевого финансирования, преподавания православноориентированного набора дисциплин и совсем уже одиозного предложения о патриотическом воспитании. Чтобы обозначить позицию. скажу сразу — я сторонник двух первых (ЕГЭ и подушного финансирования) и противник двух последних (православия и патриотического воспитания в школе). Считаю себя вменяемым и компетентным в данных вопросах.

Сегодня в повестку вброшена еще одна тема — возможная отмена студенческих стипендий. Придется и про это высказаться, хотя тема только для так, побалагурить. Остальное же требует детального рассмотрения.

Проблема со стипендиями яйца выеденного не стоит, кроме как похоливарить. Я преподавал в МГТУ и ВШЭ и хорошо представляю, что такое стипендия и ее роль в мотивации. У меня сейчас младший сын учится в магистратуре и получает стипендию (редкостный случай) — что-то около 1200 руб. Студенты старше второго курса практически поголовно зарабатывают от 500 долларов в месяц (15 т.р.) при минимальном желании и без ущерба для знаний. Насчет инфраструктуры и готовности зарабатывать в институте — вопрос желания и готовности кого-то (студентов или вузовской администрации) пошевелить жопой. Непринципиальный для обсуждения вопрос.

Самый страшный вопрос школьного образования — как должна выглядеть школа (и начальная и старшая), если абстрагироваться от лозунгов. Здесь есть принципиальные два подхода — академические знания, либо функциональные компетенции.

В средневековой университетской культуре превалировало первое, в практике американского образование предпочитается второе (мой пост был как раз из области второго). Проблема в том, чтобы гармонично это сочетать (здесь надо говорить о конкретных компетенциях, объемах часов и т.п.). Ответа никто не знает и уровень сочетания этих элементов никто не обсуждает.

Вторая проблема — на какие деньги должна существовать школа. Здесь тоже есть два принципиальных выбора — на государственные деньги, отжатые у граждан и бизнеса, второй вариант — на заработанные в ходе предоставления образовательных услуг.

Социалистам-государственникам импонирует первый вариант, так можно промывать мозги удобным для государственного аппарата образом. Второй, рыночный, вариант предусматривает конкуренцию между школами, приобретение хороших учителей разработка лучших программ (как-то основной массе соотечественников в голову не приходит, что программа обучения может и не быть единой на всю страну) и активную сознательную позицию покупателей (родителей учащихся). Реформа финансирования школы направлена именно на это.

Понятно, что в реальности всегда будет иметь место сочетание этих форм финансирования, но конкретного способа получения и зарабатывания средств школой опять же очень мало где обсуждается (Olesya-smesnyh специалист именно в этом вопросе).

Есть и третья проблема. Школа — это общественный институт, который складывается и меняется столетиями, а его чудовищная инертность и есть залог его жизнеспособности. Любая радикальная реформа этот институт уничтожает (по крайней мере сильно расшатывает). т.к. он сильно укоренен во всех сферах общественной жизни. Реформы здесь должны быть осознанными, очень глубокими и крайне медленными, но очень целенаправленными.

Три перечисленные проблемы — констатация банальностей, есть и четвертая и пятая и шестая. Все они связаны между собой, но на сегодня не имеют согласованного решения.

А для холивара могу сказать — менеджмент (работа управленцев) современных российских школ преимущественно уродский, учителя в большинстве своем чудовищно непрофессиональны и невежественны, работать эти люди даже за большую зарплату в принципе не способны. За большие деньги они будут только крепче держаться за свои места. Так что увеличение финансирования только усугубит проблему. Вокруг школы паразитирует неподъемный чиновный аппарат, сотрудники которого ни ухом ни рылом в вопросах образования (хотя очень пышно надувают щеки) и меньше всего заинтересованы в построении образовательной системы.

Всем удачи, пусть и вам теперь плохо спится!…

Метки: , , ,

Оставить комментарий