Продолжение доклада на Интершарме (первая частьвторая часть, третья часть, четвертая часть):

Несколько лет назад мы (команда AD Wiser) провели ряд небольших исследований с тем, чтобы ответить на вопрос о том, на каких блог-платформах легче найти идейно близкую и наиболее многочисленную аудиторию. В дальнейшем мне имеет смысл интересоваться лишь динамикой изменения и трендами изменений на этих и отслеживать появление новых массовых площадок (например, сегодня имеет смысл пристально наблюдать за становлением площадки Google+).

Объективной оценке поддаются лишь такие формальные параметры массовых площадок, как количество зарегистрированных пользователей, посещения, просмотры, трафик, соцдем, частота обновления, и т.п. На самом же деле самое существенное в социальных сетях – что за люди наполняют их, чем они живут, о чем беспокоятся, во что верят, каковы их сценарии потребления информации и жизненные стратегии, как они себя ведут вне сети. Как правило, все это требует содержательного анализа.

На сегодняшний день наиболее рациональным выбором для организации присутствия в интернет являются такие блоговые платформы, как Вконтакте, Фейсбук и Livejournal (Живой Журнал, или ЖЖ). Я сознательно не назвал массовые, но пока плохо социализированные площадки Мой Мир (Mail.ru) и Одноклассники. Это не значит, что они навсегда бесперспективны, каждая площадка старается измениться и перестроиться.

Для решения же специальных задач, возможно, придется осваивать более узкоспециализированные площадки (например, Хабрахабр, или Li.ru). Перечисляя площадки, обычно совершенно незаслуженно пропускают такие прообразы социальных сетей, как форумы. Совершенно напрасно, я бы с работы с форумами начинал выход в блогосферу и сотрудничество с блоггерами.

Характеристики социальных сетей

Кроме количества участников социальных сетей и характерного для блог-платформы уровня тяжести контента, имеют смысл еще и такие характеристики, как активность и способность к взаимодействию различных сообществ (готовность к включению в свой круг новых авторитетов и к включению в другие сообщества).

Важным является и наличие удобного инструментария обработки и оперирования контентом (текстовым, графическим, аудио, видео). Технически эта характеристика «юзабельности» платформы.

Феномены социальных сетей

Одним из самых интересных феноменов социальных сетей является вирусный эффект – способность сети многократно тиражировать и резко усиливать значимость той, или иной информации. Такой, вызывающий повышенный интерес комьюнити контент, становится т.н. социальным объектом, многократное тиражирование и упоминание которого гарантировано. Например, «Брегет Патриарха», «Дворец Путина», «авария на Ленинском проспекте», «ЕГЭ».

С социализацией объектов связан и такой сетевой феномен, как образование «мемов». Мем – краткий слоган, формула, иногда речевая фича. Мемом, например, стало хлесткое определение «Партия жуликов и воров», на множество мемов раздерганы большинство любимых фильмов (например, все знают источник и контекст фразы: «меня терзают смутные сомнения», или «девушка, спортсменка, комсомолка, просто красавица»). Мемом стала и хромая фраза «мы стали более лучше» (одеваться), подаренная нам Светой из Иваново.

Предсказать вирусную способность того, или иного контента еще никто не научился, но наиболе активно пиарщики сегодня экспериментируют с видеороликами, видео и аудио-подкастами (записями).

Любопытный эффект, характерный для всего интернета – активное использование игровой составляющей, геймизация. Многим вполне серьезным интерфейсам и действиям разработчики сознательно придают игровую форму. Это оказывается эффективным способом привлечения и удержания внимания. Множество «программ лояльности» на этом просто-таки паразитирует. Геймизация (вовлечение в игру) в той, или иной степени, действует на всех нас, однако активно и легко захватывает небольшой, но устойчивый процент практически в любом сообществе, что активно и используют маркетологи.

Очень неоднозначно действует в социальных сетях возможность анонимного общения, либо представления себя под видом того, или иного аватара. Сети в этом представляют, как правило, неограниченные возможности. В значительной мере поэтому и появилось название «виртуальный мир». Однако, в профессиональных сообществах возможность имперсонификации, как правило, не используются.

Более того, репутация в профессиональных сообществах усиливается полной прозрачностью информации о себе. Некоторые платформы, например Фейсбук, не поощряют виртуальность персонажей, требуя для регистрации реальных данных и не позволяя одному человеку иметь несколько аккаунтов. Конечно, это требование обходится, но само постоянное взаимодействие с человеком не позволяет создать абсолютно виртуальную личность. Мы знаем примеры таких удачных виртуализаций, но для такой «подделки личности» от Фантамаса требуется недюжинный талант и серьезные усилия. Виртуальный мир становится и будет становиться все более прозрачным (вспомните Викиликс).

Метки: , , ,

Оставить комментарий