Продолжение доклада на Интершарме (первая часть):

Сеть – сообщество равных

Что же такое “сеть”, “комьюнити”, “сообщество”: то, в чем до сих пор пытаются разобраться маркетологи, продажные менеджеры и IT-директора?

Комьюнити – живущий по особенным законам социальный организм, эффективно формирующий паттерны поведения своих членов. Особенность этой социальной конструкции в том, что в ней нет иерархии (сеть – сообщество равных), а состоит она, подобно рыбацкой сети, из узлов (участников сети) и связей между ними. К более авторитетным участникам сети тянется больше связей, но количество связей – дело наживное и изменчивое. Каждый из участников сети является контактным центром, замыкая на себя часть связей с некоторым количеством других участников.

В идеале сеть дает возможность контакта всех членов со всеми, т.е. каждого с каждым. В реальных сетях, конечно же, такого феноменального количества контактов не бывает, но и их фактического количества хватает для быстрого взаимодействия, обмена информацией, ее эффективной и многосторонней переработки и хранения. Кстати, сеть не исключает формирования и поддержания внутри себя иерархических структур, но не они задают цели.

Как сложный организм, сеть может не только реагировать, но и имеет внутреннюю систему ценностей, корпоративную культуру и в состоянии устанавливать цели, т.е. направлять поведение своих членов. В кибернетике (общей теории систем) известен феномен «эмерджентности» в сложных системах – система имеет цель, отличную от целей ее членов (например, коллектив может иметь нечто, похожее на чувство самосохранения, и будет эффективно сопротивляться распаду).

Отсутствие единого лидера в сети позволяет реализоваться массе ситуативных лидеров, брать на себя лидерские функции практически любому участнику сообщества в определенных ситуациях. Такая смена ролей характерна не только в отношении лидерства.

Жесткая иерархия в сетевом сообществе заменяется репутационным механизмом, а власть — влиянием, основанном на авторитете и экспертности, отношения подчиненности сменяются отношениями сотрудничества.

В отличие от вертикальных структур, цели в сети самостоятельно устанавливает каждый участник в соответствии с принятой в данном сообществе системой ценностей. Сетевое сообщество отличается не только разделяемыми представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо», но и наличием (как правило, основанной на лексике) системы распознавания «свой/чужой». Чужак, вторгающийся в сеть легко вычисляется и отторгается.

Продолжение, конечно же, следует…

Метки: , , ,

Оставить комментарий