Теперь дюжина трендов, отмеченных в исследовании (вернее, то, что мне представляется актуальным). Многие из них уже не первый год кочуют по дайджестам и проблемным статьям в медийной среде:

1. Еще в преамбуле исследователи отмечают  увеличение зависимости СМИ от государства в связи с запретом рекламы алкоголя (и ограничением рекламы табака). Я с этим не согласен, но это мои проблемы. О, как независимы они бы были, получи возможность невозбранно рекламировать наркотики, оружие и педофилов!

  • ограничение прав и свобод толкает общество к формированию независимых каналов информации.
  • новые возможности для медийного бизнеса, но только подальше от государства.
  • в обсуждении еще были и слова о пышном цветении «партийной журналистики»

2. Сценарий потребления информации слегка дрейфует от поиска информации к чтению новостей (похоже, инет вообще рассматривается исследователями, как досуговый феномен)

3. Мобилизация инета: в сети появилась многомиллионная армия тех, у кого никогда не было денег на бук, или планшет. Десятки миллионов соотечественников со смартфоном в руках (и пасьянсом «косынка» в голове). В 2013м году прогнозируется 44 миллиона россиян с андроидами (против примерно 1 миллиона планшетоносцев).

4. Социальные сети были замечены экспертами, поскольку наконец появилось статистически значимое количество подписчиков на аккаунты СМИ в социальных сетях.

5. Рост интереса и доверия к информации в инете. Я бы сказал жестче – падение доверия к информации в традиционных (бумажных, теле и радио-) каналах коммуникаций и перераспределение этого авторитета в пользу каналов, связанных с инетом (этот феномен я трактую немного иначе в статье).

Интересные диаграммы одного из исследований ФОМ: доверие каналам информации. Заметно падает доверие к телевидению, что естественно. Двух-трехкратный рост доверия к новостным сайтам. Соглашусь с исследователями в том, что новостные сайты становятся заменителями TV в верификации новостной информации.



Новое для меня – это рост доверия к радио. Вероятно, что-то серьезное происходит с радиоформатом. Я, например, слушаю радио в формате подкаста, скачивая его с сайта радиостанции. Возможно, радиостанции, успешно встраиваются в медийное пространство, определяемое инетом.

6. Цифрами темпов роста проникновения инета уже никого не удивишь, но мне показалась интересной табличка из исследования ФОМ, говорящая о взрывном росте в последние два года инет-аудитории в городах-миллионниках (кроме Москвы и Питера) – 46,3% и в селах – 47,3%. Если в селах играет роль «низкой базы», то города-миллионники никак нельзя было назвать оторванными от сети и до 2010 года. Странно это и чудесато.

7. Очень большой интерес у экспертов вызвало обсуждение того, что региональных «читателей» больше интересует региональная новостная повестка. Это вызывает тревогу крупных медийных брендов, т.к.: «федеральные новости они (региональные медиа) найдут, где украсть, а вот к местным новостям они по-любому ближе».

  • Крупные медийные бизоны озабочены силой своего бренда для захвата региональных медиарынков.
  • «региональная аудитория – естественный источник роста центральных СМИ….попасть во вкусы и ожидания местной аудитории очень сложно. Должны сойтись наличие…уважаемого бренда, как франшизы, хорошего местного редактора и низкого качества местных СМИ». Не случайна затея ЖЖ с региональной послизацией для контроля региональной блогосферы.

8. Много не оригинальных рассуждений о способах монетизации СМИ в инете. Следует признать, таких способов пока ровно два: реклама и подписка (ровно, как и в оффлайне), но появляются ростки иных способов добычи денег – снабжение информацией под заказ, продажа контента россыпью, и участие контентом в организации акций. Планшетное чтение я изучал более года, протестив десяток бук-ридеров (у меня в блоге ProCRM.su по тегам «Е-чтение», «ридер»), пришел к выводу, что сценарий потребления еще не оформился и складывается на наших глазах (я, например, остановился на айпаде).

9. С соцсетями тоже связан ряд сюжетов, но мнения медийных экспертов здесь настолько поверхностны, а объем проблем так велик, что надо отложить это для отдельного холивара. Из экспертов в этой области есть только один безусловный авторитет – издание Cossa.ru (про соцсети на этой площадке у меня есть большой материал, кому интересно поспорить на эти темы, велкам http://www.cossa.ru/articles/155/27198/). Пока бесспорно лишь одно, монетизировать социальные сети пока не научились ни SMM-агентства, ни издания, ни отдельные эксперты (мы не говорим здесь о манимейкерстве, инфобизнесах и SEO, совершенно отдельные страшные сказки).

10. Два новых хайтековых тренда: видео и инфографика, не миновали и это исследование. На мой взгляд, видео пока пустышка, на которой сжигается много времени и бюджетов, идеальный формат пассивного потребления информации без включения пользователя и его мозгов.

11. Инфографика — маркер тренда на потребность в понимании и конструировании сложных сущностей в медийном пространстве. Фактически, под инфографикой должен расти аналитический и исследовательский контент. Например, данное исследование могло бы быть представлено в виде нескольких инфографических планшетов.

12. И последний сюжет: тренды в изменении журналистики, как профессии и профессиональной среды. Блогосфера, совершенно очевидно, порождает мутации и в журналистике и в аудитории. В своем блоге я довольно часто сотрудничаю с профессиональными журналистами и пиар-службами. Могу констатировать, что изменения медийного пространства, связанные с появлением блогосферы, пугают большинство журналистов и вгоняют в ступор пиарщиков.

Кроме медийщиков на празднике жизни активно засветились два вузовских факультета: журфак МГУ и социологи ГУ ВШЭ. Участие обеих оптимизма не внушало…







Метки: , , , ,

Оставить комментарий